Вторник, 19.03.2024, 10:23                    Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSSПриветствую Вас Гость                                                    
                                              


      

           
 


     Учёные-математики на защите Отечества

Главная | Лезур Эвелина | Мой профиль | Выход | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

500

Личная страничка Лезур Эвелины

Мстислав Всеволодович Келдыш   


     В конце 50-х годов Математический институт им. В. А. Стеклова АН СССР (МИАН) сыграл роль инкубатора, в котором выросло несколько крупных академических коллективов, развернувших важнейшие работы по решению задач в интересах обороны и народного хозяйства страны. Одним из таких коллективов было отделение прикладной математики МИАН, созданное в 1953 г. М. В. Келдышем и составившее в дальнейшем основу Института прикладной математики (ИПМ) АН СССР.
     
     Мстислав Всеволодович Келдыш родился в 10 февраля (28 января) 1911 г. в г. Риге в профессорской семье с традициями, заложенными его дедами: по линии матери - полным генералом от артиллерии Скворцовым А. Н. и по линии отца - Келдышем М. Ф., закончившим духовную семинарию, но затем избравшим медицинскую стезю и дослужившимся до генеральского чина. Свое дворянское происхождение М. В. Келдыш никогда не скрывал (на вопрос анкеты о социальном происхождении отвечал: "из дворян").     
     После окончания в 1931 г. физико-математического отделения МГУ М. В. Келдыш был направлен на работу в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), куда его настойчиво рекомендовал руководству его учитель (а впоследствии старший товарищ, академик) один из ведущих сотрудников Общетеоретической группы ЦАГИ М. А. Лаврентьев. Так 20-летний М. В. Келдыш начал работать в знаменитом научном авиационном центре.           
     С явлением флаттера столкнулось авиастроение всех передовых стран, но раньше других и в наиболее полном наборе всех его разновидностей флатер был преодолен у нас в стране, благодаря исследованиям М. В. Келдыша и его коллег. И сейчас с большим интересом читаются работы того времени, где на основании сложных математических выкладок очень доступно формулируются выводы и излагаются практические приемы, следование которым исключает возникновение автоколебаний самолетных конструкций (флаттера) во всем диапазоне скоростей полета. Так явление флаттера перестало быть барьером для развития скоростной авиации и к началу Отечественной войны наше самолетостроение пришло без этой болезни, чего нельзя сказать о противнике. За эту работу М. В. Келдышу (совместно с Е. П. Гроссманом) в 1942 г. была присуждена первая Государственная премия (Сталинская премия 2-й степени). Спустя год М. В. Келдыш получил свой первый орден Трудового Красного Знамени.
     
     В годы войны М. В. Келдыш работал на авиационных заводах, где он как руководитель отдела ЦАГИ курировал противофлаттерные конструкции.
     
     Еще одна проблема в самолетостроении тех лет связана с переходом на трехопорную схему шасси с передним колесом. Такой переход (теперь мы уже не представляем, как может быть иначе) диктовался увеличением взлетно-посадочных скоростей самолетов. Однако при достижении некоторой скорости у передней стойки шасси начинались самовозбуждающиеся колебания, которые приводили к ее поломке. Это явление получило название "шимми". Используя опыт, накопленный в исследованиях по флаттеру, и высокий научный потенциал математика и механика, М. В. Келдыш в своей работе "Шимми переднего колеса трехостного шасси" (1945 г.) полностью решил проблему теоретически и, как всегда, сформулировал практические инженерные рекомендации, избавляющие конструкцию от этого опасного явления. И данная работа была удостоена Государственной (Сталинской) премии в 1946 г., до сих пор математики неизменно сопровождают эпитетом "красивая" любое упоминание о ней.
     
     Еще в середине 30-х годов академик И. М. Виноградов пригласил М. В. Келдыша в докторантуру Математического института им. В. А. Стеклова. Здесь в 1938 г. он защитил докторскую диссертацию на тему "О представлении рядами полиномов функций комплексного переменного и гармонических функций". Специалисты расценили ее как классическую, завершившую большой этап исследований в важном разделе математики и одновременно открывающую новый.
           
     К исходу войны М. В. Келдыш, продолжая работать в ЦАГИ, получил возможность вернуться к активной научной деятельности в МИАНе, где в апреле 1944 г. был создан отдел механики, которым он заведовал (по совместительству) до 1953 г. Со временем главными задачами отдела стали ракетодинамика и прикладная небесная механика, но об этом будет сказано ниже.
           
     Работы М. В. Келдыша по математике и механике середины 40-х годов получили безоговорочное признание коллег и ученых, а их автору принесли известность в научном мире.
     
     В 1943 г. М. В. Келдыш был избран членом-корреспондентом АН СССР по Отделению физико-математических наук, а в 1946 г. - действительным членом АН СССР по Отделению технических наук (специальность - математика, механика).
     
     На четвертом Всесоюзном математическом съезде в 1946 г. М. В. Келдыш совместно с В. Б. Либским сделал пленарный доклад "Вопросы спектральной теории несамосопряженных операторов", обобщающий результаты в области краевых задач обыкновенных дифференциальных уравнений, в частности теоремы о полноте, доказанной М. В. Келдышем в 1951 г.
           
     С трудной победой в Отечественной войне страна как бы обрела второе дыхание. Несмотря на разруху и голод, энтузиазм и вера в будущее позволили нацелить общество на решение новых серьезных задач. Возникшее противостояние в стане держав-победительниц, память о недавно прошедшей страшной войне предопределили необходимость укрепления обороны страны. Синонимом укрепления оборонной мощи в то время были создание атомного оружия и перевооружение армии на ракетную технику. М. В. Келдыш как ученый, зарекомендовавший себя своими научными и прикладными исследованиями, был привлечен к работам по обеим проблемам. М. В. Келдыш создал и возглавил расчетное бюро, которое вместе с отделом механики в МИАН явилось частью организованного им в 1953 г. Отделения прикладной математики МИАН. Здесь под его руководством собрался уникальный коллектив специалистов.
     
     В 1946 г. он распростился с ЦАГИ, так как был назначен начальником Реактивного научно-исследовательского института (НИИ-1). Он был руководителем НИИ-1 до 1955 г. Так М. В. Келдыш занял второй административный пост.
     
     Со второй половины сороковых годов характер деятельности М. В. Келдыша существенно меняется. На первый план выходит научно-организационный аспект. Он - руководитель больших научно-технических коллективов: НИИ-1, ОПМ МИАМ (переименовано в 1966 г. в ИПМ АН СССР), председатель ответственных комиссий, потом член Президиума Академии наук, вице-президент. Собственно научное творчество уходит на второй план. Позже, в 1971 г., выступая с ответным словом на поздравления сотрудников ИПМ АН СССР по случаю его шестидесятилетия, он скажет, что все годы очень сожалел об этом.
     
     
     С приходом в НИИ-1 в поле его творческой деятельности попадают проблемы, связанные с созданием реактивных двигательных установок большой мощности для оснащения крылатых ракет со шлейфом всех научно-технических вопросов по сверхзвуковой газодинамике, тепломассообмену, теплозащите и др. В 1959 г. первая в мире крылатая ракета прошла испытания и показала более высокие характеристики, чем разрабатывавшаяся в те же годы американская "Навахо".
     
     Эти работы в НИИ-1 тесно переплетались с математическими разработками под руководством М. В. Келдыша в отделе механики и ОПМ МИАН, где в 1949-1953 гг. были развернуты пионерские исследования по ракетодинамике и прикладной небесной механике (механике космического полета), оказавшие существенное влияние на развитие ракетной и космической техники. В 1953 г. здесь были предложены и проанализированы оптимальные схемы составных ракет; баллистический спуск космического аппарата с орбиты и возможность его использования для возвращения космонавтов; пути стабилизации аппарата посредством использования поля земного тяготения и многие другие идеи.
     
     В 1954 г. М. В.Келдышем, С. П. Королевым и М. К. Тихонравовым было представлено в правительство СССР предложение о создании искусственного спутника Земли (ИСЗ). В следующем году М. В. Келдыш был назначен председателем комиссии Академии наук по ИСЗ.
     
     После запуска в 1957 г. первого ИСЗ начинается новый этап в освоении космического пространства. В ОПМ МИАН под руководством М. В. Келдыша разворачиваются работы по слежению за ИСЗ и прогнозированию его траектории, по баллистическому проектированию межпланетных полетов космических аппаратов (КА) с минимальными затратами энергии и др.
     
     Примерами блестящих решений служат найденная схема разгона КА с использованием выхода на промежуточную орбиту искусственного спутника, использование гравитационного поля планеты для целенаправленного изменения траектории движения. Эти решения оказались принципиальными для последующих космических полетов. Нет необходимости приводить весь перечень успехов в освоении ближнего и дальнего космоса, пилотируемой космонавтике. Эти мировые достижения нашей страны общеизвестны. Велик в них вклад М. В. Келдыша и как теоретика космонавтики и как научного координатора общегосударственных программ.
     
     В 1959 г. решением Правительства СССР для координации работ был образован Межведомственный научно-технический совет по космическим исследованиям при Академии наук СССР, его председателем стал М. В.Келдыш. Заслугой Мстислава Всеволодовича на этом посту было проведение сбалансированной программы исследований, обеспечившей органическое сочетание всех аспектов освоения космического пространства.
     
     Ядерная и космическая программы СССР в 50- 60-х гг. были успешно реализованы, в значительной мере благодаря работам М. В. Келдыша и его сотрудников. В свое время, говоря о достижении паритета оборонных потенциалов СССР и США, журналисты связывали его творцов с "тремя К", имея в виду академиков И. В. Курчатова, С. П. Королева и М. В. Келдыша. Когда эти имена еще нельзя было открыто произносить в связи с секретностью работ по созданию ракетно-ядерного щита СССР, журналисты обозначали руководителя расчетов для космических программ как "Теоретика космонавтики". Теперь известно, что им был М. В. Келдыш.
     
          Мстислав Всеволодович Келдыш умер 24 июня 1978 г. в Москве. Он захоронен на Красной площади в Кремлевской стене.
     
       Источники: http://ru.wikipedia.org/wiki/Келдыш,_Мстислав_Всеволодович

                         http://www.keldysh.ru/museum/keldysh_biogr.html

                           http://www.people.su/51395

                          http://velchel.ru/biography/index.php?cnt=3&sub=3&bio=235

» Поиск

» Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz