Личная страничка Зайнулова Расула
Мстислав Всеволодович Келдыш – Великий ученый и человек!
Мстислав Всеволодович Келдыш (28 января (10 февраля) 1911 года, Рига — 24 июня 1978 года, Москва) — советский учёный-инженер в области математики и механики, организатор советской науки. Академик АН СССР (1946; член-корреспондент 1943), с 1953 член Президиума, в 1960—1961 вице-президент, в 1961—1975 президент, в 1975—1978 член Президиума АН СССР. Трижды Герой Социалистического Труда (1956, 1961, 1971).
Мстислав Всеволодович Келдыш – родился в очень интеллигентной семье, его отец Всеволод Михайлович Келдыш был адъюнкт-профессор Рижского политехнического университета. Как по линии отца так и матери, все прадеды, деды были военными медиками, инженерами, чьи заслуги перед Отечеством были неоценимы. Эта семья не покинула Россию и в тревожные времена Первой Мировой войны и революции 1917 года. Ведь все они были патриотами своей страны. Так и Мстислав Всеволодович Келдыш по окончании школы в 1927 году решает получить профессию инженера-строителя и поступает в физико-математический факультет Московского государственного университета. Где он был одним из лучших студентов, показавших блестящие знания в математической науке. По окончании МГУ в 1931 г. М.В. Келдыш был направлен в Центральный аэрогидродинамический институт имени Н.Е. Жуковского (ЦАГИ). Мстислав Всеволодович проработал там пятнадцать лет. Им были проведены и получены ряд важнейших задач в движении крыльев самолетов, обоснована вихревая теория винта Жуковского, теория удара тел о жидкость, теория движений тел под поверхностью жидкости и теории обтекания тел сжимаемой жидкостью. В частности, в этих работах было впервые исследовано влияние сжимаемости жидкости на аэродинамические характеристики обтекаемых тел и доказана справедливость известной теоремы Н.Е. Жуковского о подъёмной силе при скоростях, близких к скорости звука (когда сжимаемостью воздуха пренебрегать нельзя).
В 1935 году ему была присвоена ученая степень кандидата физико-математических наук, в 1937 году – степень кандидата технических наук и звание профессора по специальности «аэродинамика».
Научные работы Мстислава Всеволодовича Келдыша предвоенных и военных лет посвящены колебаниям и автоколебаниям авиационных конструкций. Его исследования заложили основы методов численного расчета и моделирования явления флаттера в аэродинамических трубах (сильные колебания крыльев самолета, возникавшие при определенных скоростях движения самолета и приводившие к его разрушению). Флаттер (сочетание самовозбуждающихся незатухающих изгибающих и крутящих автоколебаний элементов конструкции летательного аппарата — главным образом крыла самолёта либо несущего винта вертолёта) уже в конце 1930-х годов стал препятствием на пути развития скоростной авиации. С этим явлением столкнулось авиастроение всех передовых стран, но раньше других и в наиболее полном наборе всех его разновидностей флаттер был преодолен у нас в стране, благодаря работам Мстислава Всеволодовича Келдыша и его коллег. Исследования М.В. Келдыша в этой области не только привели к созданию надежных методов расчета на флаттер и к разработке практических мер борьбы с ним, но и легли в основу нового раздела науки о прочности авиационных конструкций. Эти работы сыграли заметную роль в создании скоростной авиации в нашей стране и обеспечении советского воздушного превосходства во время Великой Отечественной войны.
В апреле 1942 г. ему была присуждена Сталинская премия II степени за научные работы по предупреждению разрушения самолетов. В результате практика полетов получила надежное средство для борьбы с шимми и штопором и за все время войны практически не было в нашей авиации гибели самолетов и летчиков по этим причинам. Многие из этих разработок пригодились для создания новых систем истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков, обладавших повышенной маневренностью, скоростью, надежностью. Это было большой заслугой ученого и благодарностью от военных летчиков воевавших в годы Великой Отечественной Войны.
Ученые Советского Союза воевали, не держа в руках автоматы, гранаты, они приближали Победу своим умом, талантом, самоотверженным трудом. И в после военный период, они не останавливались перед трудными задачами. Так, Мстислав Всеволодович продолжал трудиться во блага мирного сосуществования страны: учил и показывал пример научной работы со своими студентами, помогал талантам раскрыться в мире науке, многие его открытия в области аэродинамики продолжили свое развитие в космосе. Один из учеников Мстислава Всеволодовича - Дмитрий Евгеньевич Охоцимский сказал: «Век Келдыша — это век научно-технического прогресса, наука и техника в нем тесно переплелись и не могут существовать друг без друга. Это он понимал, и поэтому настойчиво развивал союз науки и техники, и именно поэтому привлекал в Академию людей-носителей технического прогресса».
Использованные источники: